Брендинговое агентство Mildberry

Must know для компаний, стремящихся в Китай. Выступление Олега Бериева на бизнес-форуме Russian Export Day 2017

Развитая сфера e-commerce и 11% доля среднего класса в общем объеме населения, глубокое проникновение digital, высокий уровень технологической подкованности потребителей, уверенность в будущем росте доходов и готовность тратить у большей половины людей в стране — все это про огромный и многообещающий рынок Китая, куда стремятся выйти средние и крупные компании со всего мира.

Mildberry открыло офис в Шанхае в 2014 году, и с тех пор наращивает проектный портфель и локальную экспертизу, непрерывно изучая и взаимодействуя с китайской аудиторией.

20 апреля в Москве на ежегодном бизнес-форуме Russian Export Day 2017 управляющий партнер Mildberry Олег Бериев поделился накопленными знаниями о китайских потребителях и опытом разработки брендов на рынке Китая с российскими и международными производителями, маркетологами, дистрибуторами и представителями госсектора.  

«В ближайшее десятилетие структура китайского потребительского рынка будет значительно меняться, реагируя на появление новых категорий потребителей с их новыми предпочтениями, особым характером и ощущением собственной индивидуальности. Китайцы стремительно богатеют: средний доход на душу населения в городах в период с 2010 по 2020 год, по ряду прогнозов, удвоится с 4 тыс. до 8 тыс. долларов США. Это сравнимо с нынешним уровнем жизни в Южной Корее, но все еще значительно ниже уровня жизни в некоторых развитых странах, таких как США (около 35 тыс. долларов) и Япония (около 26 тыс. долларов). Средний класс составляет в Китае лишь 11% населения. При этом, в сравнении с теми же американцами, у китайских потребителей гораздо больше оптимизма относительно собственного будущего дохода: 55% выражают уверенность в том, что их доходы значительно возрастут в течение последующих пяти лет, тогда как среди американцев подобным образом высказались только 32%, среди британцев — 30%», — рассказал Олег Бериев.

Сама структура потребительских трат в Китае тоже претерпевает изменения, отметил он. Все большую часть своих доходов китайцы тратят на развлечения, путешествия и культурно-массовые мероприятия, тогда как расходы на потребление продуктов питания и напитков в домашних условиях остаются на прежнем уровне.

Особое внимание в своем выступлении Олег уделил рассказу о китайских миллениалах — они сегодня составляют 31% от всего населения страны, насчитывая 415 миллионов потребителей, что больше, чем работающее население США и Западной Европы вместе взятых.
«Они намного более образованы и обладают большими знаниями о мире, чем их родители, и это, несомненно, влияет на предпочтения в выборе товаров и стиль потребления. Вопреки расхожему мнению, молодежь Китая по-прежнему живет в относительно небольшом достатке, зарабатывая 3-4 доллара в час, но при этом они имеют такой же доступ к цифровым технологиям, как и их сверстники из стран с развитой экономикой. Менее 5% миллениалов в Китае владеет собственным автомобилем, зато около 40% покупок они совершают онлайн», — отметил Олег.

Он опроверг популярный миф об импульсном характере потребительского поведения китайской молодой аудитории — реальность, по его словам, такова, что, имея в распоряжении 30-ти долларовый еженедельный бюджет, они достаточно щепетильно расходуют средства и скрупулезны в вопросах цены. Единственное, пожалуй, на что они не жалеют денег, помимо путешествий, это смартфоны и ключевые модные аксессуары.
«Многие пользователи в Китае обновляют свои смартфоны каждые 1-2 года, для них телефон — это, своего рода, атрибут принадлежности к определенному классу и важный элемент формирования самооценки», — пояснил Олег.

Он привел данные исследования Goldman Sachs, согласно которому, китайские миллениалы проводят до 30 часов в неделю за мобильным устройством, и это плавно подвело выступление к части, посвященной электронной коммерции.

«75% представителей поколения Y в Китае регулярно совершают покупки в интернете, а электронная коммерция, получившая доступ к их карманным расходам, достигла уровня 30-40%. При этом опрос Goldman Sachs показал, что подавляющее большинство — 85% китайцев — хотят видеть больше онлайн-услуг. Очевидно, что это приводит рынок к тому, что мы называем омниканальностью — объединению реальных и виртуальных моделей продаж», — считает Олег.

В заключение он напомнил слушателям об одной из главных особенностей Китая: «Каждому, кто видит в Китае перспективы и стремится их реализовать, важно понимать: сегодня, пока я рассказывал вам о том, что представляет из себя китайский рынок, он успел измениться».