Брендинговое агентство Mildberry

ПРИРОДА ТРАНСФОРМАЦИИ

Международные исследования Nielsen еще два года назад зафиксировали тенденцию, что потребители готовы платить больше, если компания-производитель товара поддерживает социальную ответственность и бережет природу от загрязнения. Годом ранее GfK Consumer Life опубликовали данные, согласно которым 73% опрошенных по всему миру покупателей требуют от бизнеса полноценной экологической ответственности. Параллельно с результатами исследований и появлением новых трендов коммуникация потребитель-производитель все больше теряет сухой формат «куплю-продам» и приобретает очертания диалога, сообщества с общими — порой глобальными — этическими задачами. Отношения бизнеса и эко-трендов также выходят на новый уровень: начавшись с некоторой конфронтации (внедрения экологических стандартов, повышающих стоимость производства), сейчас они перешли в новую взаимовыгодную плоскость. Компании самостоятельно спонсируют разработку инноваций и запускают эко-кампании, а те «взамен» работают на репутацию, обретение новых смыслов и рост аудитории, трансформируя nature-friendly подход в новые бизнес-модели. 


Чистое искусство


Source: converse.com.au/city-forest-sydney



Так дочерняя компания Nike — обувной бренд с вековой историей Converse — «переобулся» из просто производителя легендарных кед в эко-евангелиста, запустив масштабную международную акцию Converse City Forest. В рамках кампании Converse привлекают художников со всего мира для нанесения на стены домов фресок, поглощающих загрязнения воздуха. По оценке экспертов компании, одно такое граффити в «каменных джунглях» создает эффект присутствия от 15 до 1470 деревьев.

Для проведения экологической кампании Converse обратились к продукту одной из ведущих лакокрасочных компаний на Филиппинах (внушительная часть производства Converse находится рядом, в Индонезии). Компания Pacific Paint (BOYSEN) Philippines Inc. была основана в 1953 году и почти за 70 лет своего существования вошла в топ лидеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2007 году Boysen стали исследовать свою новую разработку — краску для борьбы с загрязнением воздуха KNOxOUT Air Cleaning Paint. Среди основных характеристик покрытия компания заявила очистку воздуха, антибактериальную защиту, отсутствие запаха и токсичных испарений. То есть, любая окрашенная поверхность, соприкасаясь с загрязненным воздухом, под воздействием солнца запускает реакцию очищения, превращая «грязь» в воду, кальций и символическое количество углекислого газа.

С 2007 по 2010 год краску тестировали в Makati MRT Station Trial в Маниле и в King's College London в Кэмдене. Эксперимент в Маниле показал, что 4200 квадратов окрашенной поверхности в сутки очищают воздух даже активнее, чем одно зрелое дерево, фильтруя 0,44 грамма оксида азота на квадратный метр (взрослое дерево фильтрует 0,42 грамма). Лондонские эко-исследователи и вовсе в течение трех лет замеряли воздух на окрашенной территории каждые 15 минут, и пришли к выводу, что воздух в зонах измерения стал чище от 20 до 50%. На сегодняшний день эко-фрески уже созданы в Бангкоке, Белграде, Варшаве, Лиме, Сиднее, Джакарте, Маниле, Сан-Паулу, Сантьяго, Мельбурне, Боготе, Панаме и Йоханнесбурге. Что примечательно, Converse привлекает для создания рисунков местные арт-сообщества, тем самым превращая и без того масштабную эко-кампанию в международный арт-флешмоб и даже акселератор, позволяющий открыть новые имена в искусстве. Самобытные уличные художники, графики, дизайнеры и талантливые самоучки, известные в узких арт-кругах и в соцсетях, заявляют о себе, а их работы становятся мощным маркетинговым инструментом. Что важно, все граффити проекта Converse City Forest несут не только пользу природе и аутентичные мотивы местности, но и глубокий социальный контекст — от феминизма в стиле мексиканского мурализма Дженифер Диас (заменяющего теперь 300 деревьев в Мехико) до инклюзивности и солидарности (1020 деревьев) от художника AG Saño в Маниле.


Ikea объединяет


Тем временем Ikea леса не рисует, а выкупает. Так владеющая Ikea Ingka Group приобрела 11000 акров леса в американской Джорджии и продолжает покупать леса. В компании признаются, что это один из элементов стратегии, направленной на то, чтобы к 2030 году стать «климатически позитивной компанией», то есть: меньше выбросов парниковых газов, переход на электромобили, переосмысление материалов и бизнес-моделей, предложение клиентам выкупить старую мебель Ikea для ремонта и перепродажи.

Всего на сегодняшний день Ingka Group принадлежит 136000 акров в пяти штатах США. Вице-президент компании Брайан Данглер отмечает, что покупаются исключительно леса, находящиеся под угрозой исчезновения. Более того, компания выбирает именно те участки, которые владельцы планируют раздробить и продать под вырубку и застройку (рабочие леса). После каждой покупки Ikea меняет правовой статус участка, оформляя его «неделимость», и только потом продает. Тем самым компания спасает эко-систему территорий, снижает бизнес-рубку древесины и улучшает свой имидж, получая все шансы войти в ТОП самых этичных компаний мира.


Экологичность как новая роскошь 

Во время пандемии многим компаниям, специализирующимся на «производстве» роскоши, пришлось срочно пересмотреть свою миссию и политику. И некоторым это удалось во всех смыслах блестяще — ювелирная компания Aether с гордостью объявила о старте продаж бриллиантов, выращенных из загрязненного воздуха. 

Представители компании отмечают, что их запатентованная технология для преобразования загрязненного воздуха двуокисью углерода в драгоценные камни — это революция в алмазной отрасли, известной неэтичными методами производства. Кроме того (на радость потребителя) эко-камни должны быть идентичны природным добытым алмазам не только по химическому составу, но и визуально.

Несмотря на скромный размер каталога и неочевидные цены, запрос на бриллианты от Aether уже впечатляет, на сайте компании установлена электронная очередь в связи с огромным количеством заявок. Также, по уверениям генерального директора компании Райана Ширмана, мир очевидно готов принять экологичность в качестве новой роскоши — с момента запуска инновации бренд увеличил объемы продаж в шесть раз.


Мода на ответственность

 

Vogue Italia’s Jan. 2020 covers. Source: Vogue Italia



Медиа-бизнес также делает попытки уцелеть среди масштабных эко-свершений представителей смежных сфер. Так в январе 2020 года Vogue Italia выпустил полностью нарисованный номер, в котором (помимо прочего) говорится и о климатическом кризисе. Главный редактор журнала Эмануэле Фарнетти заявил, что отказ от фотосессий помог сократить выбросы в атмосферу и снизить потребление ресурсов, ведь создание каждого номера это «десятки специалистов, двадцать рейсов, десять поездов, сорок машин, шестьдесят командировок и не менее 10 часов работы прожекторов в сутки». Также Фарнетти напомнил про пластик для упаковки одежды и даже зарядки для телефонов и фотоаппаратов. Медиа-менеджер признал, что создание журнала мод оказывает значительное влияние на окружающую среду, и январский номер — буквально глоток свежего воздуха. 

Фактически создание эко-номера Vogue позволило решить издательскому дому сразу несколько задач: добиться лояльности и привлечения эко-friendly аудитории; актуализироваться по отношению к эко-тренду; реализовать инновационный подход, ведь полностью нарисованный номер —прецедент; обеспечить эксклюзивность — данный номер наверняка станет коллекционным; расширить целевую аудиторию за счет арт-сообщества: к созданию номера были привлечены современные художники; повысить этичность издательского бизнеса за счет благотворительности: деньги, сэкономленные Vogue Italia при создании номера, были переданы в фонд Fondazione Querini Stampalia для спасения затопленного музея в Венеции.


Отправитель — шпинат

Аграрный сектор также ищет возможности стать экологичнее, стараясь отказаться от химикатов и доказать полную натуральность своей продукции потребителю. Новая модифицированная версия шпината, выращиваемая сейчас в Массачусетском технологическом институте, скоро может стать актуальным решением для сельского хозяйства. Сингапурская лаборатория института Singapore-MIT Alliance for Research and Technology уже работает над внедрением технологии, хотя исследования еще продолжаются.

Модифицированное растение может обнаруживать загрязнения почвы и воздуха, после чего сообщать об этом на имейл или по смс. Примечательно, что использовать подобный шпинат в пищу не рекомендуется, так как в его листья внедрены крошечные сенсоры (в 50 тысяч раз тоньше человеческого волоса). Как это работает? Шпинат крайне чувствителен к токсичности почвы, в случае, если почва загрязнена, его листья реагируют — это считывают наносенсоры и «предупреждают» инфракрасную камеру. Именно камера и направляет отчет владельцу участка. Ученые, создавшие шпинат-уведомитель, отмечают, что для реального бизнеса технология окажется особенно полезна — ее легко установить и она выдает очень точные данные до того, как растение погибло, она будет значительно дешевле снимков со спутника и организации работы гиперспектрального дрона. Также датчики можно настроить на оценку уровня стресса растений — губительной температуры, болезней или нехватки воды. В планах ученых «настроить» живые растения так, чтобы днем они собирали энергию солнца, а ночью работали по принципу классических ламп. Ожидается, что полноценное использование технологии аграрным сектором позволит сэкономить ресурсы, снизить потребление электроэнергии и топлива, а заодно улучшить свои товарные показатели.


Интерьер из пробирки

Востребованность эко-технологий в бизнесе, как причастном к сегменту bio, так и еще недавно далеком от экологичных технологий, делает разработки международных научных команд еще более востребованными. Так группа исследователей описала способ выращивания «мебели в пробирке» в статье Journal of Cleaner Production. Вопреки громкому названию, процедура всего лишь предполагает синтезирование древесной растительной ткани из клеток, извлеченных из листьев и почвы, однако команда проекта уверена, что способ может стать революционным и крайне востребованным.

Луис Веласкес-Гарсиа, главный научный сотрудник лаборатории Microsystems Technology и соавтор статьи, отметил, что древесные клетки ничем не отличаются от стволовых или «лабораторного мяса», легко выращиваются, позволяют создать одновременно этичную и натуральную мебель, а главное — экономят время производителя, создавая условный «стол из пробирки» в более короткие сроки, чем на реальном мебельном производстве. Несмотря на то, что исследования по выращиванию мебели в пробирке находятся на достаточно ранней стадии, их успешное завершение может стать отправной точкой для нового способа производства биоматериалов. Веласкес-Гарсия приводит в пример японскую компанию, конструирующую космические спутники из дерева, отмечая, что и в масштабах Космоса и в масштабах бизнеса любые эко-шаги — это шаги в правильном направлении.


Инновации для трансформации


Начавшись в формате флешмобов, благотворительных акций и поисков этичных эко-решений для потребителя, тренд ‘go natural’ захватывает крафтовые микро-бизнесы и гигантские корпорации. Наука и бизнес объединяют в синергии свои усилия ради инновационных экологических решений, которые теперь не просто идут с популярной приставкой «bio», но создают ‘value’ для компаний, становясь мощным альтернативным бизнес-инструментом, позволяющим выстраивать репутацию, расширять или переосмысливать продуктовые линейки, налаживать коммуникацию с потребителями и захватывать новые аудитории за счет позитивного имиджа.

Увеличение продаж, лояльность существующих и привлечение новых клиентов — лишь часть результата. На волне экологической революции в сознании современного потребителя, бизнес получает возможность выступить в новом статусе амбассадора экологического благополучия и создать коммьюнити из неравнодушных потребителей, для которых эко-ответственность компания — это аргумент для долгосрочных отношений.


Чтобы узнать больше о возможностях для развития вашего бренда, вы можете связаться с нами по адресу moscow@mildberry.com или телефону+7(495)2878080.